АССОЦИАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН И ОБЪЕДИНЕНИЙ

Сайт находится в состоянии разработки
 
 
Опросы
Активных опросов на данный момент нет.
Объявления

Присылайте
свои пожелания и предложения по созданию и совершенствованию нашего нового сайта, а также сообщения об ошибках и неточностях.

Тел. веб-мастера

+7-915-1254930

RSS / MAP / W3C

RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой. 
Используя готовые экспортные файлы в формате RSS, вы можете разместить на своей странице заголовки и аннотации сюжетов наших новостей. 
Кроме того, посредством RSS можно читать новости специальными программами - агрегаторами новостей - и таким образом оперативно узнавать 
об обновлениях нужных сайтов.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional

А. Купрач. Почему потерпели крах поиски национальной идеи?

(по материалам газеты «Патриот», Мари Эл, сентябрь 2007 г., №7, с.15-16).

«Велико незнанье России посреди России»

                                                           Н.В. Гоголь

 

К истории вопроса. Как только наш народ осознал себя, почувствовал зрелость, он стал рассуждать о своем месте в мире, искать, точнее формулировать национальную идею. Одним из первых обозначений национальной идеи, идеологии России, стало знаменитое высказывание кроткого инока – «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать!» До сих пор в православной среде эта формула имеет эпохальное значение. И потом было множество определений русской идеи. Особенно много их возникло в девятнадцатом и двадцатом веках, в эпоху расцвета русской философии и русской религиозной философии в частности. Не было ни одного сколько-нибудь серьезного мыслителя, который бы не высказался на эту тему.

            В начале горбачевской перестройки, когда необходимо было сломать хребет коммунизму и его идеологии, наши издательства выпустили целую библиотеку на тему о русской идее самых разнообразных авторов прошлого. Да и в наше время пишутся горы книг по этому вопросу. А между тем, современные поиски пресловутой национальной идеи, способной дать обоснование бытия нашего народа и нашей страны, так ничего и не дали. Словно ищут снежного человека или НЛО.

            Предложений о  том, что считать национальной идеей было множество и среди них много откровенно забавных, например, почему бы не считать национальной идеей футбол или, по Жириновскому, строительство дорог. А между тем, вопрос этот остается очень острым и важным для нашей страны. Особенно острым, после падения советского коммунизма и разрушения коммунистического блока. Страна, оказавшись на распутье, нуждалась и нуждается сегодня в новом слове, новой идее для себя и своего будущего. Современное идеологическое болото и хаос бессмысленны с точки зрения понимания реальных явлений жизни страны, тем более, для понимания и осознания самих себя. «Идеи» нового мещанства – стяжать, выгадывать и преуспевать в частной жизни при всей их глянцевой, гламурной привлекательности не более чем пошлость для страны, имеющей такую непростую и парадоксальную историю.

            Крах коммунизма. Крах коммунизма начался, прежде всего, с краха и профанации коммунистической идеологии. Именно идеология стала самым уязвимым местом в советском коммунистическом строе. Разрыв между тем, что говорили и как делали, был столь громаден, столь очевиден, что официальная идеология могла быть только предметом для анекдотов и отвращения со стороны народа. Стоило появиться хоть чему-то отличному, стоило сказать хоть какие-нибудь живые слова среди идеологического позора официоза, как это воспринималось словно откровение с небес. И этим ловко воспользовались идеологические аферисты и идеологические диверсанты. «Демократическая» пресса, «независимые» телепрограммы, «свободные» радиостанции совершили сначала идеологический, политический и, в конце концов, экономический переворот. Собственность, фактически созданная народом, была украдена группой проходимцев. Экономическая «революция» завершилась. Но не идеологическая.

            Россия в дурмане. Крах коммунизма и коммунистической идеологии явились колоссальным ударом, прежде всего, по русскому народу. Была сломана социальная вера в будущее. Народу было прямо заявлено, что все те страшные и нечеловеческие усилия и победы, которые были совершены, бессмысленны, глупы и даже преступны. Иными словами, народу с усмешкой и презрением плюнули в лицо. А ведь именно в советское время русский народ добился колоссальных успехов. Не смотря на страшные жертвы. Именно тот факт, что, несмотря на эти жертвы, народ добился невиданных высот, свидетельствует о его величии и гениальности. Поистине, силы его оказались на поверку беспредельны. И столь же ничтожны и отвратительны оказались его руководители. Наша человеческая, народная трагедия состоит в том срыве ценностных представлений о жизни, которые произошли. Нам подсунули в идеологии не просто чужие ценности. Нам ясно дали понять, что само наше существование не желательно.

            Переворот начала девяностых дал власть в руки фарцовщиков и менял. Причем во всех областях. В том числе и в области идей. Начавшаяся в начале перестройки идеологическая и идейная «революция» сделала свое главное дело или, точнее, заказ: народ России разобщили, в умы посеяли хаос, целые группы и слои населения перессорили между собой. Для страны началась эпоха словоблудия, безудержной болтовни и пустословия. Некомпетентность, пошлость и глупость стали нормой для всего «идеологического сектора» страны. В России воцарилась идеология всеядности, видимого абсурда, кажущегося плюрализма. Все, вроде бы, можно. Говори, что хочешь. А между тем, если приглядеться внимательней, зеленый свет открыт именно определенного типа телепередачам, изданиям и радиостанциям. Все они имеют четкую окраску, все очень похожи, все бьют в одну точку. Создается даже четкое впечатление, что телевидение (во всяком случае, развлекательные и молодежные каналы), радиостанции, печатные СМИ бульварного характера, рекламные кампании и т.д. управляются из некоего единого центра. И вся эта тотальная идеологическая индустрия представляет один и тот же идеологический лагерь, лагерь глобализма.

            Идеология глобализма, как и всякая другая, имеет свои конкретные, ясно обозначенные цели. Эта идеология имеет конкретные цели особенно в России, как самой богатой ресурсами и жизненным пространством стране. Главное в глобализме – это стремление управлять миром и историей. Распределять богатства из единого центра и определять судьбы народов. Новое в нем то, что управление и манипуляции осуществляются новыми методами и с помощью изощренных технологий. А между тем совершенно очевидно, что будущее есть только у того народа, у которого будет больше интеллекта. Только высокообразованный народ, с большим творческим и научным потенциалом найдет свое достойное место в будущем.

            Россия всегда была страной, рожденной сказку сделать былью. Она всегда воспринималась Западом как опасный конкурент, способный добиться любых высот в искусстве, науке, технике, производстве, где угодно. Воцарившаяся в России идеология глобализма, как раз и призвана не допустить русский народ в будущее. Точнее, допустить его на определенных условиях и на подробно расписанную роль и в четко определенном количестве.

            Национальная идея. Что это такое? Национальная идея не вырабатывается в институтах или мозгах ученых или мыслителей, какими бы высоколобыми они не были. Национальную идею не возможно изобрести в принципе. Национальная идея – это творческий акт всего народа на протяжении всего его существования. Причем подобная идея уже существует на уровне интуиции и живет в каждом представителе того или иного народа во все времена его истории. Национальная идея жила и в сердце Святослава и в сердце Владимира Красное Солнышко, Александра Невского, Ивана Сусанина, Кутузова, Пушкина, Жукова, сталевара сталелитейного завода, крестьянина колхоза «Ленинский путь», солдата-афганца, провинциального интеллигента, деревенского пьяницы и будет жить в сердце только что, сию секунду рожденных русского мальчишки или девчонки. Всех и каждого. Это не есть менталитет народа. Это то, ради чего этот народ живет на земле среди других народов мира.

            Самое сложное зафиксировать, обозначить опыт народа, его характер, миссию на земле, понять главное в его судьбе и истории. По заказу такие вещи не делаются. Тем более, зная современный опыт, нельзя механически списывать идеи, высказанные сто или более лет назад. Россия сегодня только лишь начинает осмысливать свое предназначение, перемалывать свой трагический исторический и интеллектуальный опыт. Только начинает нащупывать свой путь, вглядываться в свое будущее сквозь грубость, примитивизм и пошлость глобализма. Мы в начале пути.

            Национальной идеей не является Православие, хотя Православие для России было и остается родным. Национальной идеей не стал коммунизм, хотя на его алтарь мы положили миллионы и миллионы жизней. Уж тем более, национальной идеей не может быть капитализм или демократия. Последние пятнадцать лет нашего опыта показали полную несостоятельность экономического и идейного либерализма. Вообще национальной идеей не может быть ничего, что связано с экономикой. И это верно для любого народа!

            Наша идея находится в области идеального, в той области, которая побудила наших предков принять самую открытую и добрую веру, создать самое обширное государство мира, бороться со злом во всех его проявлениях, верить в справедливость, покорить космос и устремляться в будущее. Наша идея находится в области абсолюта – красоты, гармонии, истины, мысли. Она вполне очевидна. Достаточно взглянуть на карту России, увидеть бескрайнюю обширность ее территории. Вспомнить о том великом, что совершили наши предки. Самое простое, что только существует в народе – это его национальная идея. Ее только трудно сформулировать простыми словами.

Сегодня Россия нуждается в новой идеологии, новом понимании современности и, главное, будущего. Нуждается в новом слове, способном отвести человечество от падения в пропасть, которое, увы, почти неизбежно.

Будущее. Глобальный мир не имеет будущего. Глобализм существует только когда ест, завоевывает, колонизирует, манипулирует, уничтожает. Такова его природа. Человек глобализма – это человек даже не эпохи варварства, а гораздо хуже того, это возврат в состояние дикости, почти животной, безжалостной, ненасытной и слепой. Дикарь, вооруженный с ног до головы, уверенный в своей непогрешимости, уникальности даже избранности – это смертельная опасность для всего человечества. Неужели это и есть итог? Русский народ должен предложить альтернативу глобализму для человечества, альтернативу тому изощренному и совершенному новому злу, которое как из-под земли появилось в последнюю новейшую эпоху, изобрести нечто такое светлое и великое, что заставит человека во всех уголках планеты поверить в будущее. Слово за нами.

Страниц: 1
Опубликовано: 28.03.11 | Просмотров: 1443 | [ + ]   [ - ]   | Печать
 
 
© Все права на материалы этого сайта принадлежат Ассоциации территориальных общин и объединений.
Разрешается публикация в интернете со ссылкой на наш сайт.
 
 
© 2017 All right reserved www.danneo.com вставить счетчики