АССОЦИАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН И ОБЪЕДИНЕНИЙ

Сайт находится в состоянии разработки
 
 
Опросы
Активных опросов на данный момент нет.
Объявления

Присылайте
свои пожелания и предложения по созданию и совершенствованию нашего нового сайта, а также сообщения об ошибках и неточностях.

Тел. веб-мастера

+7-915-1254930

RSS / MAP / W3C

RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой. 
Используя готовые экспортные файлы в формате RSS, вы можете разместить на своей странице заголовки и аннотации сюжетов наших новостей. 
Кроме того, посредством RSS можно читать новости специальными программами - агрегаторами новостей - и таким образом оперативно узнавать 
об обновлениях нужных сайтов.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional

Курбаков К.И., Дергунова О.К. «Проблема критериальности развития и российское образование».

        Первая и важнейшая проблема любого процесса развития есть определение приоритета развития любой системы. Таким главным критерием, естественно, является критерий выживания, надежности или самоутверждения любой системы.

        В системе образования, которая является комплексной социальной системой, таким приоритетным критерием эффективности является ее живучесть и системная цельность, позволяющая решать все основные задачи системы образования.

        В этом случае имеет место системная, целеполагающая эффективность. Нарушение этого вида эффективности ведет к затуханию и, в конечном итоге, к уничтожению конкретной системы.

 Проблема приоритетности развития.

        Первая и важнейшая проблема любого процесса развития есть определение приоритета развития любой системы. Таким главным критерием, естественно, является критерий выживания, надежности или самоутверждения любой системы.

        В системе образования, которая является комплексной социальной системой, таким приоритетным критерием эффективности является ее живучесть и системная цельность, позволяющая решать все основные задачи системы образования.

        В этом случае имеет место системная, целеполагающая эффективность. Нарушение этого вида эффективности ведет к затуханию и, в конечном итоге, к уничтожению конкретной системы.

         Экономическая эффективность является признаком, который характеризует стоимостное, затратное выражение сути конкретной системы.

        Экономическая эффективность, в принципе, не может быть приоритетной в развитии системы, поскольку это бы противоречило надежности -  главному смыслу существования любой системы. Дело в том, что экономическая эффективность, в основе которой, как правило, лежат рыночные отношения, не может быть целеполаганием данной системы. Это означает, что рынок, рыночные отношения и их комплексное выражение, в виде экономической эффективности, являются лишь важнейшим средством для достижения главной цели любой системы, в том числе и в системе образования страны.

        Это политическая основа понимания процессов развития в человеческом обществе, начиная с XIX века и до настоящего времени, довольно четко представлена классическими трудами К. Маркса и других прогрессивных политэкономистов. Конкретные примеры вторичности экономического критерия в развитии социальных систем представлено, например, в [1 – 5].

        Мировой экономический кризис последних 20 – 30 лет объясняется именно тем, что наблюдается чрезвычайное нарушение всеобщего закона равновесия в процессе социального развития человеческого общества. «Пионером» и генератором этого мирового кризиса стали США, которые втянули в этот кризис все остальные страны, включая Россию.

        В нашей стране с 1985 года разразился мощный политический, экономический и духовно-нравственный кризис. Этот кризис явился результатом холодной войны между СССР, США и рядом западных стран. Советский Союз проиграл эту войну. В 90-х годах свершилась буржуазно-демократическая революция в нашей стране, в результате которой в России была создана политическая, экономическая и духовно-нравственная основа буржуазного государства.

         Этот исторический факт означал, что осуществился переход от общества, которое основано на социалистической плановой экономике и общественной собственности на основные средства производства, к обществу, которое основано на рыночной экономике и, в основном, на частной собственности на основные средства производства.

        Анализ этого факта достаточно объективно проведен в монографии А.П. Шевякова [6].

        Естественно, что система образования в России стала выстраиваться на буржуазно-экономической основе (пока с налетом демократичности). Сильное классовое расслоение российского общества, естественно, проявилось и в системе образования: экономический фактор развития стал ключевым, хотя это тщательно скрывается, нарастает тенденция платного образования, растет количество частных образовательных учреждений, постоянно уменьшается возможность университетского самоуправления, систематически, в той или иной форме, уменьшается бюджетное финансирование системы образования и т.д.

        Очевидно, что выдвижение на место приоритета экономической эффективности системы образования не будет способствовать ее саморазвитию, а главное, эта система будет систематически угнетаться и, в лучшем случае, будет настраиваться на интересы верхушки буржуазного государства.

         В настоящее время основным мотивом всей реформации системы образования России является повышение ее экономической эффективности и качества обучения. Качество обучения – это комплексное выражение производительности труда в системе образования. Как показывает исторический и международный опыт, только экономическими методами длительно обеспечить производительность труда (качество обучения) невозможно.

         Дело в том, что образование и обучение не сводятся к предметно-профильному урокодательству. Образование (в первую очередь в средней школе) является неделимым и безусловным комплексом обучения, духовно-нравственного воспитания и организации молодого поколения. Именно это формирует у молодого поколения так называемую «душу народа». Именно Учитель, в его высоком предназначении, формирует, в течение почти десяти лет, духовно-нравственную основу молодого поколения нашего общества.

        Современный учитель-педагог формирует сознание ученика, конечно, не один, а совместно с семьей ученика и всем нашим социальным обществом.

         Не всякая семья и, тем более, буржуазное социальное общество, могут оказать поддержку учителю в воспитательной работе.

         Современная реформация образования сильно обюрокрачена скрупулезным учетом, отчетностью (особенно в школе и, в некоторой степени, в ВУЗах). Загрузка (занятость) педагога непосредственно учебной работой настолько велика, что ему уже не до воспитательной работы. Появление автономных штатных воспитателей не должно умолять необходимость ведения воспитательной работы педагогом - предметником (в том числе и в ВУЗе)! Однако формы и виды этой воспитательной работы должны быть уравнены с учебной работой, одинаково стимулироваться по минимуму, а главное, необходимо выделять для нее соответствующее физическое время.

        Выделение времени на воспитательную работу, естественно, вызывает пересмотр сетки учебных часов. Имеется ли для этого резерв времени? Имеется, и немалый. Зададимся вопросом: почему высшая математика преподается в средней школе?  Для этого, как известно, имеется высшее учебное заведение. Не умоляя значения и роли высшей математики, знаем, что она предназначена для обоснования и расчета сложных профессиональных решений, которым студент обучается в ВУЗах. Высшая математика в средней школе не может существенно повысить профессиональную подготовку школьника, которой нет, и, тем более, высшая математика не может оказать какого либо благотворного влияния на духовно-нравственное воспитание школьника. Высшая математика должна занять достойное место в высшем учебном заведении.

       Кстати сказать, ложный принцип безоглядного переноса из высшего учебного заведения фундаментальных знаний в школу требует радикального пересмотра: переносить нужно то (в том объеме и понятийности), что соответствует уровню школьного среднего знания и потребительской целесообразности этих знаний для школьника, если он завершит свое образование на уровне средней школы и будет работать в народном хозяйстве.

        Таким образом, в школе необходимо сосредоточить ту базовую основу знаний, которая универсально нужна всем после окончания средней школы, и не больше! Это означает, что такие школьные предметы, как литература (особенно ее концентрированное выражение в виде сочинений) и т.п., не должны третироваться, а наоборот -  получать всемерную поддержку, поскольку именно литература способствует духовно-нравственному самовыражению школьника и фактически формирует его личность.

         Роль учителя-педагога имеет неоценимую самоценность, которая в любом государстве должна рассматриваться как госслужба, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это главное и начальное звено во всей цепи (последовательности) системы образования.

        Еще в XIX веке первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк заявил, что франко-германскую войну того времени, в первую очередь, выиграл Учитель. Таким же образом мы можем заявить, что победа нашего народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г., в значительной мере, обеспечена корпусом Учительства, который вкладывал душу в воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству, нашей истории и высоким нравственно-духовным идеалам нашего народа.

        Вывод, который можно сделать по рассматриваемой нами проблеме, заключается в следующем: система образования России не может и не должна оцениваться первоприоритетно по экономической эффективности, поскольку это противоречит основному закону развития любой системы и ведет ее к угнетению.

         Это хорошо понимали уже в начале ХХ века в России. Например, 100 лет назад президент Российской Академии Наук князь Константин Романов, совместно с попечительским советом Московского Государственного Университета, обратились к царю Николаю II с просьбой об увеличении бюджетного финансирования на науку и Университет, и при этом утверждалось, что наука и образование экономической категорией не являются,  следовательно, существовать только на собственные заработки и пожертвования не могут.

        В ответ «рыночникам от образования», которые старательно подталкивают систему образования к 100% рынку, забывая о духовно-нравственной функции образования, следует напомнить высказывание Василия Леонтьева. Сто лет назад этот первый лауреат Нобелевской Премии по экономике, американец (русского происхождения) заявил, что производительность труда длительно и существенно не зависит от формы собственности, а зависит от мотивации, условий труда, технического уровня производства и др.

        В нашем случае производительность труда (качество обучения) в системе образования России также зависит от этих основных признаков, т.е. для системы образования хороша та форма собственности, которая обеспечивает:

- сохранность (выживаемость) системы образования, при условии полноценного решения ее задач – собственно образования (стандартного уровня знаний) и воспитания (высоких духовно-нравственных идеалов данного народа);

- демократический доступ к образованию и воспитанию без политических, экономических, религиозных, территориальных и т.д. ограничений всего населения.

        Проблема критериальности развития начала активно обсуждаться с 80-х годов прошлого столетия [10].

         Особое значение проблема приоритетности развития социальных систем приобрела с момента внедрения рыночных отношений в жизнь нашего общества.

         Таким образом, любая реформация в стране должна учитывать Всеобщий закон равновесия, системность развития, а главное – целеполагание развития системы образования должно отвечать интересам преимущественного большинства населения данной страны.

 

Литература:

1.      Анализ систем на пороге XXI века. Теория и практика: Материалы международной конференции (Москва, 27-29 февраля 1998 г.), - М: Интеллект, 1998. В 4-х томах.

2.      Альтернатива глобализации: человеческий и научно-технический потенциал России: Доклады и выступления на международной научной конференции 21-23 июня 2002 г. в Рос. Гос. Библиотеке / Под общей редакцией проф. А.В. Бузгалина. – М.: Госдума РФ, Рос. Гос. Библиотека, 2002 г. В 2-х томах: т. 1 – 268 с., т. 2 – 186 с.

3.      Курбаков К.И. Всеобщий закон равновесия, информациология и социально-экономическое развитие человечества: Доклад на Международном Форуме Информатизации, 27 ноября 1995 г., Москва, МФИ – 95. М.: Международная Академия Информатизации при ООН, 1995. – 10 с.

4.      Курбаков К.И. Системно-информационный анализ социально-экономического развития общества. – М.: КОС•ИНФ, Рос. Экон. Акад., 2005. – 237 с.

5.      Курбаков К.И. Куда идешь, Россия? – М.: КОС•ИНФ, 2009. – 120 с.

6.      Шевяков А.П. Загадка гибели СССР (история заговоров и преступлений). – М.: Изд-во «Дело». 2006. – 456 с.

7.      Кляйн Н. Доктрина шока (расцвет капитализма катастроф) – перевод с английского языка. – М.: Изд-во «Добрая книга». 2009. – 656 с.

8.      Дергунова О.К. О сущности критериев образовательной деятельности // Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования: межвузовский сборник научно-методических трудов. Том 11 / под общей редакцией К.И. Курбакова. – М: КОС•ИНФ, 2005. – 105 с. [C 32, 33].

Страниц: 1
Опубликовано: 25.03.11 | Просмотров: 1481 | [ + ]   [ - ]   | Печать
 
 
© Все права на материалы этого сайта принадлежат Ассоциации территориальных общин и объединений.
Разрешается публикация в интернете со ссылкой на наш сайт.
 
 
© 2017 All right reserved www.danneo.com вставить счетчики